Город Чебоксары и Чувашская Республика - региональный информационный интернет-портал

Размер «отката» в госзакупках может достигать 50% от стоимости заказа

Размер «отката» в госзакупках может достигать 50% от стоимости заказа28.11.2007Экономика

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) чуть менее года назад появилось управление контроля за размещением государственного заказа.
Создание отдельного управления было продиктовано новым законом о госзакупках, который, по сути, изменил всю систему размещения госзаказа. Появился реестр недобросовестных поставщиков, возникла аукционная форма размещения госзаказов и процедура административного обжалования, когда компании, участвующие в торгах по госзакупкам, могут во внесудебном порядке пожаловаться в ФАС на действия госзаказчика. Настройка законодательных механизмов в сфере госзакупок продолжается до сих пор. 1 октября вступили в силу более 150 поправок в закон о госзакупках.

Начальник управления контроля за размещением государственного заказа Михаил Евраев объяснил корреспонденту «Газеты» Максиму Товкайло, чем вызвано принятие столь большого пакета поправок, а также посоветовал России не копировать иностранный опыт при реформировании системы госзакупок.

Огромное количество поправок в закон о госзакупках - это свидетельство того, что закон о госзакупках был изначально несовершенен?

Я бы сказал по-другому. Дело в том, что сфера госзакупок требует постоянной модернизации законодательства. Создать с нуля идеальный закон о госзаказе невозможно. Вступившие же в силу поправки сделают сферу госзакупок более прозрачной, чем сейчас. Например, в России к 2010 году появится единый интернет-портал по госзакупкам. Сейчас есть отдельные сайты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. У каждого из них своя поисковая система, зачастую далеко не совершенная. Я полтора часа искал на одном из таких сайтов информацию, которая там должна была быть, но так и не нашел. С единым порталом все будет значительно проще. Каждый желающий сможет набрать в поиске, например, слово «мебель» и увидеть, где и кто в России размещает госзаказы на мебель - от самого маленького муниципального образования до любых федеральных министерств. Также новые поправки ограничивают при проведении конкурсов максимальный вес субъективных критериев. Раньше можно было оценить значимость субъективных критериев хоть в 99% и после этого спокойно определить «своего» победителя. Теперь максимальный вес таких критериев ограничен в 20%. Оставшиеся 80% - это уже исключительно количественные критерии, такие как цена, сроки и так далее. А если учесть, что главной формой размещения государственного заказа в будущем станет аукцион, то степень субъективизма при определении компании-победителя будет сведена к минимуму.

Вас не смущает тот факт, что качество товаров, приобретаемых через аукционы, может оказаться хуже, чем через конкурсы?

Это миф. Требования по качеству госзаказчик задает заранее, и побеждает та компания, которая сможет эти требования удовлетворить за меньшую цену. Экономия бюджетных денег на аукционах - 20--30%, а сама процедура его проведения более прозрачная, чем конкурсы. В ближайшее время мы планируем существенно расширить перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобретать исключительно через аукционы.

По каким критериям ФАС собирается определять: какие госзакупки нужно проводить через аукционы, а какие при помощи конкурсов?

Критерий очень простой. Если заранее можно определить требования по качеству, то это аукцион. Если нельзя, то - конкурс. В 80% случаев требования по качеству можно установить изначально, а значит, можно проводить аукционы.
Многие упрекают нынешнее законодательство по госзакупкам в чрезмерной громоздкости и приводят пример со школой, которая вынуждена объявлять конкурс, если ей нужно купить, к примеру, телевизор. И напрасно упрекают. В законе четко написано: госзаказчик может проводить закупки без процедуры торгов и запроса котировок, если сумма размещаемого заказа не превышает 100 тысяч рублей, а также без проведения торгов, но с запросом котировок, если сумма заказа не превышает 500 тысяч рублей. Поэтому телевизор уж совершенно точно можно просто пойти и купить в любом магазине.

Известна инициатива ФАС изменить ту часть закона о госзакупках, в которой прописаны льготы малому бизнесу. В чем смысл такого шага?

Безусловно, малый бизнес в России нужно развивать и поддерживать. Вопрос - как это делать правильно. На наш взгляд, нынешняя система преференций в системе госзаказа для малого бизнеса уж больно сомнительна с точки зрения конкуренции и слишком расточительна для бюджета. Судите сами: от 10 до 20% своих заказов госучреждения обязаны размещать исключительно у субъектов малого предпринимательства - вне зависимости от того, какие у них цены. А ведь эти цены могут быть завышены и в два, и в три раза. Более правильной нам кажется система, когда госзаказчики обязаны от 10 до 20% заказов размещать через лоты с малой стоимостью, например не более 3 млн рублей. Крупным компаниям такие лоты не интересны, а малым - в самый раз. Таким образом, мы и малому бизнесу поможем, и конкурентную среду сохраним, и бюджетные деньги сэкономим.

Сколько сейчас компаний находятся в реестре недобросовестных исполнителей госзаказа?

Более 300 компаний. Включение в реестр означает для компании поражение в правах на два года. К тому же это еще и серьезный удар по имиджу, ведь реестр находится в открытом доступе в интернете.

Есть ли ограничения для участия в торгах по госзакупкам иностранных компаний?

Сейчас нет. Такие ограничения возможны только при одном условии. Если в какой-либо стране законодательно ущемляются права российских компаний или товаров, то МЭРТ вправе ввести такие же ограничения в России для компаний или товаров из той страны. Вводить же ограничения на госзаказе для иностранных компаний в других случаях неправильно. Мы только снизим уровень конкуренции, и в результате в сфере госзаказа наши компании будут производить товары более низкого качества по более высокой цене.

В европейских странах закон о госзакупках значительно либеральнее нашего, но проблем у них куда меньше, чем у нас. Может быть, нам стоит перенять их опыт?

Не думаю. У каждой страны своя специфика и свой менталитет. И российский закон о госзаказе это учитывает. Он был именно разработан, а не переведен с западных аналогов. Наш закон по многим параметрам лучше и эффективнее, чем аналогичные законы в развитых странах. Это признают даже западные специалисты. Однако нужно понимать, что очень многое зависит от экономической модели страны и от уровня развития общества. Например, во Франции система госзакупок очень субъективна. Там чиновники чуть ли не сами определяют, у кого покупать и по какой цене. Когда у них спрашиваешь о возможных злоупотреблениях в сфере госзаказа, то они удивленно на тебя смотрят и говорят, что злоупотребления невозможны, потому что это тут же станет достоянием общественности. Поэтому если в стране есть общественные институты и независимая пресса, то действия власти находятся под контролем общества. А если эти институты не развиты, то и механизм общественного контроля отсутствует. И можно хоть напринимать еще тысячу законов - все равно не поможет.

Не кажется ли вам, что решить проблему коррупции в сфере госзакупок может система электронных торгов?

Кажется. Только переходить на электронные торги нужно постепенно. Для нас это приоритетная задача на ближайшие два-три года. Таких площадок на всю страну будет пять - семь. При электронной системе провести аукционы среди «своих» компаний практически невозможно. Госзаказчик будет размещать электронную заявку на товар, работу или услугу, а предложения по исполнению сможет делать любая компания из любого уголка России. И это уже будут не «домашние» торги, а настоящие.


Насколько реальна цифра экспертов, которые оценивают размер «отката» в госзакупках в 20% от стоимости заказа?

Назвать точную цифру, наверное, никто не сможет. Где-то «откатов» вообще нет, а где-то «откаты» достигают и 50% от стоимости заказа. Сейчас общий объем размещаемого государственного и муниципального заказа в стране - более 4 трлн рублей ежегодно. Достигнуть ежегодной экономии в 1 трлн рублей - абсолютно реалистичная задача. Но это ведь не означает, что сейчас эти деньги уходят на взятки. Это совокупность коррупции и зачастую некачественного финансового планирования. От профессионализма людей, занимающихся госзаказом, зависит очень многое. Но именно профессионализма на местах, увы, зачастую и не хватает.

ЦИТАТЫ
Когда у французов спрашиваешь о возможных злоупотреблениях в сфере госзаказа, то они удивленно на тебя смотрят и говорят, что злоупотребления невозможны, потому что это тут же станет достоянием общественности У каждой страны своя специфика и свой менталитет. И российский закон о госзаказе это учитывает

СПРАВКА
Евраев Михаил Яковлевич родился в 1971 году в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, а также юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. В студенческие годы трудился в стройотряде на Южно-Сибирском участке БАМа. До прихода на государственную службу работал в частном секторе, в частности в банковской сфере. В Федеральной антимонопольной службе работает с 2004 года. Занимал пост начальника управления по контролю и надзору в сфере недвижимости, локальных монополий и ЖКХ. С 2007 года - начальник управления контроля за размещением государственного заказа. Женат, воспитывает дочь.

Увлекается шахматами и горными лыжами.

Газета (Москва)


В реестре недобросовестных исполнителей госзаказа, размещенном на сайте ФАС есть и чувашские фирмы. В частности, это ООО "Мастеровой", ООО "Комфорт" и ООО "Инвал". Первая фирма, как сообщает ФАС, расторгла заключенный договор, а "Комфорт" и "Инвал", победив в конкурсе, уклонились от заключения договора. Причины подобного поведения коммерсантов в ФАС не комментируют. Надо понимать, что эти фирмы либо просто не расчитали своих сил, когда подавали заявку, либо, что хуже, использовались заинтересованными лицами для фактического срыва торгов.

Источник: Газета   Просмотров: 2283

Вход для пользователей:
Разделы новостей



© 2006-2021 Created & Developed by ReMarkA   Полное или частичное использование материалов без согласия редакции портала запрещено.
2